ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05189800.135 19.05.99
Комитет Государственной Думы
по делам женщин, семьи
и молодежи


Заключение
по проекту федерального закона “Об отцовстве”
(поручение Совета Государственной Думы
от 13.04.99)

Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Действующим законодательством Российской Федерации урегулированы все основные вопросы установления происхождения детей, в том числе вопросы установления отцовства (см. главу 10 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), главы 2, 6 Федерального закона “Об актах гражданского состояния”).
Представленный законопроект в определенной мере дублирует ряд положений названных федеральных законов. Вместе с тем в него включены новые положения, которые не согласуются с указанными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1. В статье 2 следует уточнить понятие “сексуальное несовершеннолетие”, поскольку неясно, что понимается под “правовыми последствиями”, к которым могут привести человека его сексуальные взаимоотношения с другим человеком.
2. Статьей 3 предусматривается регистрация номинального отцовства, что не согласуется с главами 2 и 6 Федерального закона “Об актах гражданского состояния”, которые не предусматривают такого понятия отцовства.
3. Содержание статьи 4 не согласуется с ее названием. В названии статьи идет речь о регистрации законного отцовства, а в тексте об установлении законного отцовства. Вместе с тем по смыслу текста можно предположить, что здесь речь идет о регистрации законного отцовства. Однако понятие регистрации законного отцовства также не предусмотрено главой 6 Федерального закона “Об актах гражданского состояния”. Кроме того указанный Федеральный закон не предусматривает порядка установления отцовства путем вписывания имени ребенка в удостоверение личности мужчины. Непонятно также, о каком удостоверении личности идет речь, поскольку согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 основным документом, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
4. Вызывает сомнение обоснованность ограничения прав законного отцовства, предусмотренное статьей 7. Такое ограничение, по нашему мнению, не согласуется с частью 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации и главой 12 СК РФ, предусматривающих равенство прав и обязанностей родителей в отношении своих детей. Кроме того, следует учесть, что записанный в части второй запрет на установление законного отцовства в отношении законного отца матери ребенка фактически дублирует положение части первой указанной статьи в части запрета на установление законного отцовства в случае, если ребенок по материнской линии состоит с мужчиной в кровном родстве в качестве внука, поэтому часть вторую предлагается исключить как излишнюю.
5. В статью 8 слова “государственных органов опеки и охраны детства” необходимо заменить словами “органов опеки и попечительства” (см. статью 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
6. В статье 9 сказано, что мужчина может дать женщине обязательство на усыновление ее будущего ребенка, а женщина может дать обязательство мужчине признать его законным отцом будущего ребенка, причем эти обязательства должны быть оформлены правоспособным образом. Из редакции указанной статьи не ясна юридическая природа обязательства, носит ли она гражданско-правовой или иной характер.
Неясно также, будет ли такое обязательство оформляться договором между мужчиной и женщиной и, что означает оформление такого обязательства “правоспособным образом”. Не понятно также, кем будет устанавливаться данное отцовство по заявлению мужчины в случае отсутствия на это согласия матери.
Кроме того, установленный данной статьей порядок установления отцовства не согласуется с главой VI Федерального закона “Об актах гражданского состояния”.
7. В статьях 10-12 говорится о принудительном установлении законного отцовства, однако четко не сказано, кем оно будет устанавливаться - судом или другим органом.
В статье 11 неясно, о каком сексуальном насилии идет речь: по отношению к мужчине или по отношению к женщине.
Если речь идет о насилии по отношению к мужчине, то это не согласуется со статьей 131 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая понимает изнасилование как половое сношение с применением насилия или угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей.
8. Статья 13 предусматривает изменение законного отцовства, что фактически означает усыновление, порядок которого регулируется главой 19 СК РФ, предусматривающей усыновление только в судебном порядке.
9. Статья 14 предусматривает обязанность родителей законного отца по содержанию его детей (т.е. внуков) до достижения законным отцом возраста 21 года, что не согласуется со статьей 94 СК РФ, которая предусматривает право на получение алиментов нуждающихся в помощи несовершеннолетних внуков в случае невозможности получения содержания от своих родителей только в судебном порядке.
10. В статье 16 говорится о создании государственной службы тестирования родства, однако не указано, кем создается такая служба, кто утверждает положение об этой службе, какова ее структура, задачи, функции.
11. В статье 18 сказано, что федеральный закон вступает в силу со дня его опубликования, однако неясно, как будет действовать данный закон со дня его опубликования, если не будет создана служба тестирования родства.

Начальник Управления В.Б.Исаков

Исполнитель: Ю.Ф.Суркин, 292-37-69

Документ разместил(а) в базе: Тихвинская Елена Васильевна 12/21/2001 в 02:01 PM