ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2
9m579.doc ГД понедельник, 15 сентября 2003 г. 15:04 Лист № 2 (3)
9m579.doc ГД понедельник, 15 сентября 2003 г. 15:04 Лист № 1 (3)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВУ

На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г., считающийся одобренным Советом Федерации и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон «О защите животных от жестокого обращения» (далее именуется - Закон) по следующим основаниям.
Закон не имеет собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм, касающихся вопросов, отнесенных в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уже закреплена федеральными законами «О животном мире», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданским кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации «О ветеринарии» и другими нормативными правовыми актами.
Исходя из изложенного и в соответствии со статьями 71-73 Конституции Российской Федерации дополнительного правового регулирования на федеральном уровне требуют только отдельные вопросы, связанные с жестоким обращением с животными. Указанные проблемы должны быть решены путем внесения соответствующих изменений и дополнений в названные законы. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации и Кодексе РСФСР об административных правонарушениях следует более детально урегулировать соответствующие составы правонарушений.
Пунктом 2 статьи 2 Закона на федеральные органы исполнительной власти возлагаются конкретные полномочия, что свидетельствует о присвоении законодателем полномочий Правительства Российской Федерации и противоречит принципу разделения властей, закрепленному в статьях 10, 11 и ПО Конституции Российской Федерации, а также статье 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Аналогичные замечания относятся к пункту 4 статьи 12 Закона.
Пунктом 3 статьи 2 Закона устанавливается приоритет международного договора Российской Федерации над федеральным законом. Однако иерархия нормативных правовых актов в правовой системе Российской Федерации установлена статьей 15 Конституции Российской Федерации. В связи с тем что эти отношения являются предметом правового регулирования Конституции Российский Федерации, они не могут быть урегулированы федеральным законом.
По вопросам, не относящимся к федеральной компетенции, в соответствии со статьями 73 и частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в данной области. Следовательно, статья 5 подлежит исключению из Закона.
Согласно абзацу третьему статьи 6 Закона граждане и общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе посещать места содержания и использования животных. Указанное положение приводит к нарушению конституционного права граждан на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции Российской Федерации), а также прав собственников иных мест содержания и использования животных (зоопарков, цирков и так далее).
Согласно абзацу шестому статьи 6 Закона граждане и общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обращаться в суд с исками об изъятии животных в случаях жестокого обращения, однако на основании статьи 241 Гражданского кодекса Российской Федерации при нарушении правил гуманного обращения с животными заинтересованные лица могут требовать через суд принудительного выкупа животного с передачей им права собственности на животное. Таким образом, при обращении в суд указанные граждане и общественные объединения должны быть готовыми стать собственниками этих животных.
В Законе содержится ряд внутренних противоречий. Так, в соответствии со статьей 3 Закона его действие распространяется на домашних и диких животных, за исключением беспозвоночных животных, паразитирующих на других животных и человеке. Регулятивное воздействие любого нормативного правового акта возможно только на субъектов права, вступающих в общественные отношения в той или иной области. Животные не являются ни субъектами права, ни участниками общественных отношений, в связи с чем на них не может распространяться действие Закона.
Абзацем вторым пункта 4 статьи 10 Закона запрещается проведение боев животных. Однако пунктом 1 статьи 17 Закона предусмотрено, что в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, определяется перечень пород бойцовых собак, выведенных для проведения собачьих боев.
Кроме того, Законом не урегулированы отношения, связанные с обращением с сельскохозяйственными, пушными и иными продуктивными животными. Согласно пункту 1 статьи 11 Закона требования к содержанию и использованию этих животных устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако соответствующее законодательство Российской Федерации не разработано.

Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации В.Путин

Документ разместил(а) в базе: Кудрина Ирина Владимировна 09/23/2003 в 08:31 PM