ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части установления критериев отнесения объектов культурного наследия к различным категориям значимости, порядка доступа граждан в объекты культурного наследия, особенностей сделок с объектами культурного наследия и уточнения порядка возмещения ущерба, нанесенного объекту культурного наследия)

Федеральный закон № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" вступил в действие 29 июня 2002 года.
К настоящему времени при подготовке определенных законом нормативных актов, при реализации отдельных положений закона выявились некоторые законодательно неурегулированные моменты в деле выявления, охраны, использования и популяризации объектов культурного наследия.
В частности, неоднократно возникали вопросы, связанные с критериями отнесения объектов культурного наследия к той или иной категории историко-культурной значимости. Высказывались соображения об излишнем количестве объектов культурного наследия федерального значения, сомнения о правомочности сохранения зданий и сооружений, связанных с революционными событиями 1917 года.
В предлагаемом проекте федерального закона делается попытка определить основные критерии отнесения объекта культурного наследия к определенным категориям историко-культурной значимости. При этом необходимо учитывать, что объект культурного наследия как результат творческой деятельности или как объект, связанный с конкретным историческим событием, произведением или личностью, всегда уникален. Оценка свойств указанных объектов лишь в некоторой части поддается формализации и только в этой части может быть объективной и основываться на законодательно установленных критериях.
Учитывая изложенное, любые попытки исчерпывающего регулирования комплекса признаков, позволяющих отнести недвижимый объект к определенной категории историко-культурного значения, неправомерны, поскольку не могут учесть все возможные основания, по которым объект может быть признан имеющим историческое и культурное значение, а также все сочетания указанных признаков.
Поэтому приведенный в законопроекте перечень критериев для отнесения объектов к соответствующей категории историко-культурного значения не является исчерпывающим.
По этой же причине в основу всех решений, определяющих судьбу объекта культурного наследия, положено заключение историко-культурной экспертизы.
Объекты культурного наследия нуждаются в таких условиях содержания и использования, которые гарантируют сохранность тех особенностей, которые обусловливают историческую и культурную ценность объекта (их предмета охраны). Указанные условия не всегда выгодны для собственника или пользователя, и в целях обеспечения публичных интересов, состоящих (в рамках Федерального закона "Об объектах культурного наследия…") в обеспечении сохранности объектов культурного наследия, соблюдение указанных условий не должно зависеть только от усмотрения лиц, обладающих имущественными правами на объекты культурного наследия. Особенную актуальность указанный вопрос приобретает в связи с вовлечением объектов культурного наследия в гражданский оборот в процессе приватизации, а также в связи с активизацией процесса передачи объектов религиозного назначения в пользование и собственность религиозных организаций.
С учетом изложенного в законопроекте развиты положения статьи 48 действующего Закона об объектах культурного наследия, предусматривающие ограничения (обременения) имущественных прав на объекты культурного наследия в виде обязательств по сохранению указанных объектов. В отличие от действующей редакции Закона, не содержащей механизма установления указанных обременений и не учитывающей разницу в правовом статусе правообладателей, законопроект исчерпывающе регулирует порядок установления указанных обременений в охранных документах в зависимости от особенностей правообладателей и содержит нормы, обеспечивающие непрерывность действия указанных обременений.
При подготовке законопроекта принималось во внимание то, что условия содержания, обязательства по сохранению и использованию объектов культурного наследия являются ограничением (обременением) имущественных прав на указанные объекты и одновременно - обременением самого объекта, которое следует за объектом при всех сделках с ним до отмены в установленном порядке. Указанный подход следует из содержания и правовой природы данных обременений, и позволяет синхронизировать соответствующие положения законопроекта как с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так и с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Виды и порядок установления охранных обязательств определены законопроектом дифференцированно с учетом различий в правовом статусе правообладателей, в том числе с учетом интересов лиц, в частной собственности которых объекты культурного наследия находятся на дату вступления в силу соответствующей статьи. Законопроект также предусматривает государственную регистрацию охранных документов при регистрации сделок с недвижимостью и наличие охранного обязательства при заключении договоров аренды или безвозмездного пользования объектом культурного наследия.
Законопроектом ликвидируется пробел в регулировании порядка реализации конституционного права каждого на доступ к объектам культурного наследия. Впервые в законодательстве Российской Федерации создан правовой механизм реализации указанного права, провозглашенного статьей 44 Конституции Российской Федерации.
По своей правовой природе доступ к культурным ценностям является публичным сервитутом. Поскольку в процессе реализации данного права затрагиваются интересы юридических и физических лиц, которым принадлежат имущественные права на объекты культурного наследия, а применительно к мемориальным жилым помещениям и домам – также конституционное право на неприкосновенность жилища, порядок доступа установлен дифференцированно с учетом указанных прав.
В проекте уточнен также порядок возмещения физического ущерба, нанесенного объектам культурного наследия, предусматривающий компенсацию не только в случае нанесения частичного вреда, но и в случае уничтожения объекта культурного наследия. Кроме того, устанавливаются требования, обеспечивающие выполнение условий охранных документов.
Реализация законопроекта не повлечет затрат из федерального бюджета и внесения изменений в действующее законодательство.
Депутаты Государственной Думы

Ближина Л.Ф.
Драпеко Е.Г.
Ондар Ч.Ч-Д.
Розенбаум А.Я.
Савельева И.В.
Степанова З.М.
Тягунов А.А.
Фоменко А.В.

Документ разместил(а) в базе: Шереметьев Вячеслав Владимирович 03/25/2005 в 09:53 AM